Знаменское-Раек
на главную страницу

Дворцово-парковый ансамбль был создан Николаем Александровичем Львовым в Знаменском-Райке в конце XVIII века, когда усадьба принадлежала видному вельможе екатерининского времени, сенатору, генерал-аншефу Федору Ивановичу Глебову. Чуть раньше его отец, Иван Федорович, возвел здесь каменную Знаменскую церковь (1764-1772). После раздела имущества Раек достался его старшему сыну Федору. В 1772 Федор Иванович женился на представительнице старинного рода Стрешневых 21-летней Елизавете Петровне. Строительство усадьбы началось не сразу: некорое время велись подготовительные рабты: был устроен кирпичный завод, оборудованы помещения для хранения стройматериалов, завозили известняк. Для дома было выбрано возвышенное место в излучине реки Логовежь. Строительство началось в 1787 году и продолжалось несколько лет, отделку завершили в 1798 году. Вероятно, дом был расчитан на великосветские приемы, о чем говорит его планировка: овальный входной вестибюль, парадная лестница, центральный зал, перекрытый двойным куполом. Парадная столовая была украшена фризом из 24 медальонов с портретами членов династии Романовых, чем подчеркивалось родство хозяйки усадтьы с царствующим домом (женой первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича была Евдокия Лукьяновна Стрешнева). По преданию, усадьбу посетила Екатерина II, в столовой имелось почетное место, над которым висел ее портрет. Был спланирован великолепный пейзажный парк с беседками, павильонами, прудами, купальнями, гротом. В усадьбе также были плодовый и ботанический сад, оранжерея, птичник и зверинец. У Глебовых было два сына: Петр и Дмитрий, которые получили право именоваться Глебовыми-Стрешневыми после того, как род Стрешневых по мужской линии пресекся. Единственный наследник по мужской линии Федор Петрович остался холостяком, род продолжался лишь по женской линии. Правнучка устроителей усадьбы Варвара Федоровна, в замужестве Гедройц, продала усадьбу в 1888 году вместе со всей обстановкой (даже с семейным архивом) жене будущего генерал-губернатора Москвы, Александре Сергеевне Дубасовой. После революции и национализации в усадьбе разместился дом отдыха. В 1925 году ненадолго здесь открылся музей, затем тут был военный санаторий, детская колония. В 1980-е годы усадьбу передали тверскому машиностроительному заводу "Центросвар" для размещения профилактория. Но перестройка не дала осуществиться этим планам.

Долгое время дворцовый ансамбль, находящийся в процессе медленной реставрации, тихонько ветшал. Однако в последние годы наметились сдвигу к лучшему. Началось восстановление парковых построек. Приятно побродить по старой усадьбе, полюбоваться на заросшие пруды, похожие на лесные озера, спуститься к реке Логовежь. И еще радует, что наконец-то дворцово-парковый ансамбль обрел любящих хозяев, которые неторопливо восстанавливают былую красоту и не гонят прочь простых смертных, давая им любоваться на этот удивительный памятник ушедшей эпохи. 1998, январь 2018


Библиография:

Балдина О.Д. От Валдая до Старицы. М., 1968

Вергунов А.П., Горохов В.А. Русские сады и парки. М., 1988

тверская область. Энциклопелический справочник. Тверь. 1994

Бочкарева И.А. Н.А. Львов. Очерки жизни. Венок новоторжских усадеб.



Дворцово-парковый ансамбль находился в двух верстах от столбовой дороги Москва - Петербург. К главному дому вела подъездная аллея, завершавшаяся триумфальными воротами с элегантными каменными вазами на аттике.
Овальный парадный двор со всех сторон окружен колоннадой, в которую были органично вплетены корпуса служебных построек.
В четырех флигелях располагались хозяйственные службы, театр и оранжерея. Архитектурное решение здесь перекликается с устройством главного дома: куб, завершенный круглым барабаном и куполом.
Главный дом украшен четырехколонным портиком, который перекликается с колоннадой. По желанию владельца Н.А. Львов декорировал усадьбу элегантно, но строга. Сам архитектор писал "Украшение только то у места, которое вид надобности имеет: кружки, крючки и падинки на пропорциональном строении не более оное украшают,как парчовые заплаты на стройном гладком кафтане".
Интересно, что по верху колоннады можно было прогуливаться, выйдя с торцевой стороны второго этажа дома.
Конечно, под колоннадой тоде была дорожка для прогулок. В ненастье переход из одного помещания в другое был посуху.
Чуть сбоку от главного дома стоит Знаменская церковь, постороенная немногим ранее главного ансамбля. Первоначально при ней было кладбище, но при строительстве дворцово-паркового ансамбля решено было его перенсти в соседнюю деревню Васильева гора, где по проекту Н.А. Львова построили часовню.
Между церковью и главным домом сохранились остатки погреба. Такие погреба, сложенные из валунов в распор, сохранились во многих окрестных усадьбах. Изначально конструкция была целиком каменной, кирпич добавили позже.
Когда-то на этом месте стоял погреб-ротонда, можно сказать, беседка. Туда вели ступени,возвышающиеся теперь над маленьким рукотворным водоемом. Сейчас в парке идут восстановительные работы.
Этот водоем был раньше погребом под утраченной беседкой. Туда вел вход из камня, уводящий нас ныне в подводное царство.
В парк смотрит и противоположный фасад дома-дворца. Старая аллея спускается далеко вниз.
Там течет река Логовежь. В ее водах, как сотни лет назад, отражаются прибрежные деревья. Вокруг все та же вечная красота...
Рядом с шоссе M10 Москва-Петербург, между Медным и Торжком. От Москвы, почти сразу за мостом через речку Логовежь (вскоре после деревень Колесные Горки и Марьино), указатель налево на Раек, но поворота теперь нет - нужно проехать чуть дальше и развернуться. От поворота до Райка около 4 километров по узкой асфальтированной дороге. Не забульте также посетить часовню Даниила Столпника в Васильевой горе.