Зубриловка
главная
Опубликовано: 2008-05-24
Зубриловка. Это название знакомо и любителям архитектуры, и любителям живописи. Знаменитый дворец, воздвигнутый по проекту не то Кваренги, не то Старова... Прекрасные полотна Борисова-Мусатова, воспевающие романтическую красоту этого места... Естественно желание увидеть все это своими глазами. На пути осмотра могут возникнуть сложности (в виде охраны), усадьба теперь - частное владение, новые хозяева приходятся родственниками мэру Москвы Юрию Лужкову. Но это нынешний век. А раньше...

Немного об истории усадьбы, красиво расположенной на берегу реки Хопер (раньше Саратовской, ныне Пензенской области). Начало формирования дворцового ансамбля можно отнести к 1780-м годам, когда владельцем имения стал князь Сергей Федорович Голицын, генерал-майор от инфантерии и флигель-адъютант Екатерины II. Должность позволяла, и он решил обустроить свои владения силами солдат Смоленского драгунского полка. Началось сооружение грандиозного дворца. До сих пор не умолкают споры о том, кто был автором проекта этой великолепной постройки. Наиболее вероятными претендентами на авторство считаются Джакомо Кваренги и Иван Старов. Интересна гипотеза, что дворец создавался по образцовым проектам (использовано было сразу несколько) французского архитектора Жана Франсуа Неффоржа. Более 20 лет жизни потратил этот выдающийся архитектор на на издание большеформатных чертежей (издано чуть менее 1000) планов построек в духе французского классицизма. Некоторые из них почти точно соответствуют Зубриловским реалиям. Итак, был выстроен «роскошный барский дом». Современники отмечали богатство и декоративный вкус убранства, интерьеров. Во дворце была портретная галерея, где хранилось не менее полутораста старинных портретов и миниатюр, среди авторов которых Левицкий, Лампи, Молинари. Была здесь и коллекция фарфора, стекла, мрамора, бронзы. В библиотеке хранились рукописи и исторические документы, в том числе эпохи Екатерины II. Подолгу жила в Зубриловке жена С.Ф.Голицина Варвара Васильевна,урожденная Энгельгардт, племянница Потемкина, воспетая Державиным как "златовласая Пленира". Да и сам Гаврила Романович Державин неоднократно бывал в усадьбе, где написал стихотворение "Осень во время осады Очакова", которое в рукописи носило название "Осень в селе Зубрилове", 1788, в ноябре". При Павле I С.Ф. Голицын, попав в немилось, вышел в отставку в 1797 году и, к неудовольствию своей супруги, переехал в Зубриловку. С ним приехал его личный секретарь и наставник детей, Иван Андреевич Крылов. Он даже посадил тут так называемый «Дуб Крылова», который рос перед южным фасадом дворца (был сожжен молнией в 1960-х годах). Окончательно Голицыны поселились в «Зубриловке» в 1804 году. После смерти С.Ф. Голицына в 1810 году владельцами имения были его потомки. Сын, Федор, был женат на последней в роду княгине Прозоровской, их потомки стали именоваться Голицыными-Прозоровскими. Федор Степанович продолжил обустройство усадьбы, он был страстным коллекционером произведений искусства, а также славился умением устраивать пышные празднества. В 1815 году во время прогулки неожиданно умерла Варвара Васильевна, на этом месте сыном была воздвигнута часовня в виде усеченной пирамиды. В начале 1900-х годов усадьбой владел А.А.Прозоровский. Во время волнений 1905 года имение сильно пострадало от крестьян, во время пожара сгорела библиотека, погибли многие произведения искусства. Были сожжены главный дом и оранжереи, флигели, сараи и прочие службы. Сохранились только здания церкви, колокольни и больницы. В первые годы Советской власти в имении раcполагалась крестьянская коммуна. В 1936 году дворец был отремонтирован, и в усадьбе разместился дом отдыха. Во время Великой Отечественной войны здесь располагался госпиталь. Последние годы дворец ветшал и разрушался. Ныне усадьба обрела новых хозяев, ведется реставрация колокольни, вокруг дворца поставлен деревянный забор, кое-где видны леса. Но крыши нет, а значит, разрушение продолжается.


Библиография:

www.mk-penza.ru/penza/places/index.php?id=7
Шилов К.В. Борисов-Мусатов. М.,2000
Перфильева Л.А.Архитектурные увражи Ж.-Ф.Неффоржа и практика усадебного строительства в России второй половины XVIIIв.// Русская усадьба. Вып.4,М., 1998
Парадный фасад дворца с четырехколонным дорическим портиком строг и немногословен. Не так давно он оделся в строительные леса и это вселяет надежды. Новые владельцы по-своему ухаживают за усадьбой. Лужок перед главным домом выкошен, так что видны остатки фонтана.
Однако реставрация ведется как-то странно. Крыша не восстанавливается, что не способствует дальнейшей сохранности памятника.
Парковый (южный) фасад дворца бесспорно эфектнее. Из-за понижения рельефа дом выглядит выше, цокольный этаж становится полноценным и здание кажется трехэтажным. Выступающий полукругом ризолт украшен дорическими колоннами. Вниз спускается знаменитая лестница.
От лестницы правда осталось не так уж много, исчезли скульптуры львов. Да и сами парапеты, на которых стояли скульптуры, разрушаются.
Если спуститься с лестницы и пойти вперед, можно наткнуться на руины небольшого фонтана с остатками скульптуры. Раньше эта часть парка вырубалсь, и открывался вид вниз.
Ощущение присутствия в старой усадьбе дает картина В.Э.Борисова-Мусатова "Призраки" (1903). Оба была написана после поездки художника в Зубриловку в 1902 году. Его сестра Елена вспоминала: "Глубокая осень в "Зубриловке" также увлекла брата по своим блеклым тонам красок умирающей природы… Возле дома, где он нас писал в солнечные летние дни, краски уже были печальные, серые, все гармонировало с темным осенним небом, покрытым тучами. Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью. Это и дало настроение брату написать картину - "Призраки"… Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома - "все уходило в прошлое", как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин".
Справа от парадного фасада дворца находится колокольня 1796 года постройки, она сейчас реставрируется. Колокольня считается уникальной: первый ярус треугольный, второй - шестигранный, третий - круглый, в четвертом сделаны круглые ниши. В советское время колокольня использовалась как водонапорная башня, из-за чего сверху вместо традиционного завершения был пристроен резервуар для воды.
Слева от парадного фасада, прямо у дороги - церковь. Она возведена в 1796 году в стиле классицизма. С южной стороны храма находятся надгробия княжны Ольги Александровны, Марии Александровны и князя Александра Федоровича Прозоровских-Голицыных.
Еще одна интересная постройка - часовня в честь иконы "Всех скорбящих радости", возведенная после смерти жены первого владельца усадьбы. Сын воздвиг часовню-памятник на месте смерти матери. Своеобразна архитектура постройки: усеченный конус с крышей в форме цилиндрической сферы. Вход декорирован портиком.
Вдоль дороги расположены бывшие хозяйственные постройки усадьбы. Они в хорошем состоянии и не требуют реставрации.
Парадным фасадом дом смотрит на громадный заросший парк, который готов превратиться в лес. Но еще сохранились аллеи, которые ныне расчищены и располагают к пешим и конным прогулкам.
prevent_small_width
Зубриловка находится на стыке Саратовской, Пензенской и Тамбовской областей, по нынешнему административному делению - в Пензенской области. Мы ехали осенью 2007 года от Москвы по волгоградскому шоссе до Тамбова, дальше - на восток мимо Рассказова и Кирсанова. За Кирсановым надо проехать насквозь пересечение (путевая точка CROSS) с шоссе Тамала - Саратов, затем, в Варварине, за прудом, поворот (VARVAR) направо. Дальше прямой участок дороги был очень плохой (яма на яме, первая передача, не быстрее), если позволяет погода, лучше объехать его по параллельному проселку. Дворец расположен справа от дороги в парке. Наряду с путевми точками мы приводим трек от Тамбова, включающий также участок до усадьбы Караул. Может быть, существует подъезд со стороны Саратовской области, но у нас нет точных сведений.