Необычная и удивительно красивая церковь сохранилась в Федине, недалеко от Воскресенска, в бывшей усадьбе Ахлестышевых. Усадьба здесь возникла относительно поздно, только в начале XIX века, при Н.А.Беклемишеве. С середины столетия ею владела помещица В.Н.Рахманова, затем - ее дочь, генеральша П.П.Ахлестышева, а с 1911 года - ее сын, камергер П.Д.Ахлестышев. От всего былого великолепия сохранился лишь заброшенный липовый парк с каскадом прудов, да церковь Серафима Саровского, построенная в 1909-1912. Церковь - один из лучших образцов модерна в его неорусском варианте. Это единственная в Подмосковье постройка Владимира Васильевича Суслова (1857-1921), работавшего в основном в С.-Петербурге и больше известного как выдающийся исследователь русского зодчества, теоретик, реставратор и педагог. В 1883-1887 годах он путешествовал по России, обмеряя, рисуя, фотографируя архитектурные памятники. Эти исследования были продолжены им и в дальнейшем в связи с реставрационными работами (Суслов реставрировал Спасо-Мирожский собор в Пскове, Преображенский собор в Переславле-Залесском, собор Святой Софии в Новгороде и пр.) Будучи специалистом по древнерусскому зодчеству, сам Суслов много проектировал и строил в духе русского и неорусского стилей: Александровский пассаж в Казани (совместно с Н.И.Поздеевым), памятник-усыпальница русским воинам в Сан-Стефано (Турция), церкви под Смоленском, в Луганске и др. В связи с исследовательскими работами, Суслов не раз ездил за границу (во Францию, Италию, Турцию, Германию). Признанный авторитет в искусствоведческих кругах, после революции он становится одним из инициаторов дела охраны памятников. Однако, интерес к древнерусскому культовому зодчеству, как известно, не поощрялся в Советской России, и Суслов был отстранен от преподавания.
В 1921 году он умер в Хвалынске. Памятником этому удивительному человеку можно считать церковь в Федине, где сплелись традиции русского зодчества с последними достижениями архитектурной мысли и строительной техники. Увы, судьба единственной в Подмосковье постройки выдающегося реставратора, по иронии судьбы, довольно плачевна. Постепенно разрушавшаяся и ветшавшая церковь Серафима Саровского, была наконец передана Церкви. Можно было ожидать перемен к лучшему, но... началась перестройка памятника, которую иначе, как варварской не назовешь. Из нового кирпича возводятся уродующие здание пристройки (хотя еще даже не восстановлен купол), рядом с главным входом вырыт котлован, что будет на его месте через несколько лет - неизвестно.Трудно поверить, но так сложилась судьба храма, построеного человеком, всю свою жизнь положившим на восстановление памятников древнерусского зодчества, их исследование и тщательную реставрацию. Остается надеяться, что раньше или позже храм Серафима Саровского обретет свои благородные формы и былое стемление ввысь...
Библиография:
История русской архитектуры. Спб., 1994
Памятники архитектуры Московской области. Вып.1, М., 1998
Чижков А.Б. Подмосковные усадьбы сегодня. М., 2002
В 1912 году в усадьбе П.Д.Ахлестышева Федино была возведена церковь Серафима Саровского. Руководил строительством автор проекта, известный ученый, реставратор, архитектор В.В.Суслов ( помогал ему К.П.Калачев). Бесстолпный храм со ступенчатой пирамидальной композицией был поставлен на высоком подклете. Устремленные вверх криволинейные щипцы в основании шатра, над средней апсидой и западным крыльцом когда-то венчались миниатюрными главками.
Ныне церковь стоит в "лесах", что могло бы внушать некоторые надежды... Но, увы, развернувшееся рядом строительство скорее порождает сомнения. Прямо перед входом вырыт котлован,где и из кирпича возводится нечто, напоминающее подземный гараж.
Уже заложена свежим кирпичем часть эффектного крыльца с аркадой на четырех круглых столбах. Останется ли здесь изначальный боковой вход - пока неясно. Сейчас основной вход - с другой стороны крыльца, внизу которого вставлена добротная современная железная дверь.
Церковь и сейчас выглядит живописно за счет нарядной отделки резным камнем и полихромной майоликой. Очень выразительны сдвоенные окна первого яруса: рельефный орнамент заполняет тимпаны фигурных наличников.
Керамические иконы патрональных святых в киотах и майоликовая композиция "Спас Нерукотворный" в тимпане крыльца выполнены художником С.Т.Шелковым. Стены внутри не были расписаны, иконостас также остался неосуществленным.
Вот уже почти столетие смотрит с высоты церковных стен Серафим Саровский на проходящюю мимо жизнь. Мудрый взгляд святого устремлен прямо на нас, и временами кажется, что смотрит он на мирскую суету вокруг если не с укоризной, то с сожалением...
|