Федино
главная
Опубликовано: очень давно
Необычная и удивительно красивая церковь сохранилась в Федине, недалеко от Воскресенска, в бывшей усадьбе Ахлестышевых. Усадьба здесь возникла относительно поздно, только в начале XIX века, при Н.А.Беклемишеве. С середины столетия ею владела помещица В.Н.Рахманова, затем - ее дочь, генеральша П.П.Ахлестышева, а с 1911 года - ее сын, камергер П.Д.Ахлестышев. От всего былого великолепия сохранился лишь заброшенный липовый парк с каскадом прудов, да церковь Серафима Саровского, построенная в 1909-1912. Церковь - один из лучших образцов модерна в его неорусском варианте. Это единственная в Подмосковье постройка Владимира Васильевича Суслова (1857-1921), работавшего в основном в С.-Петербурге и больше известного как выдающийся исследователь русского зодчества, теоретик, реставратор и педагог. В 1883-1887 годах он путешествовал по России, обмеряя, рисуя, фотографируя архитектурные памятники. Эти исследования были продолжены им и в дальнейшем в связи с реставрационными работами (Суслов реставрировал Спасо-Мирожский собор в Пскове, Преображенский собор в Переславле-Залесском, собор Святой Софии в Новгороде и пр.) Будучи специалистом по древнерусскому зодчеству, сам Суслов много проектировал и строил в духе русского и неорусского стилей: Александровский пассаж в Казани (совместно с Н.И.Поздеевым), памятник-усыпальница русским воинам в Сан-Стефано (Турция), церкви под Смоленском, в Луганске и др. В связи с исследовательскими работами, Суслов не раз ездил за границу (во Францию, Италию, Турцию, Германию). Признанный авторитет в искусствоведческих кругах, после революции он становится одним из инициаторов дела охраны памятников. Однако, интерес к древнерусскому культовому зодчеству, как известно, не поощрялся в Советской России, и Суслов был отстранен от преподавания. В 1921 году он умер в Хвалынске. Памятником этому удивительному человеку можно считать церковь в Федине, где сплелись традиции русского зодчества с последними достижениями архитектурной мысли и строительной техники. Увы, судьба единственной в Подмосковье постройки выдающегося реставратора, по иронии судьбы, довольно плачевна. Постепенно разрушавшаяся и ветшавшая церковь Серафима Саровского, была наконец передана Церкви. Можно было ожидать перемен к лучшему, но... началась перестройка памятника, которую иначе, как варварской не назовешь. Из нового кирпича возводятся уродующие здание пристройки (хотя еще даже не восстановлен купол), рядом с главным входом вырыт котлован, что будет на его месте через несколько лет - неизвестно.Трудно поверить, но так сложилась судьба храма, построеного человеком, всю свою жизнь положившим на восстановление памятников древнерусского зодчества, их исследование и тщательную реставрацию. Остается надеяться, что раньше или позже храм Серафима Саровского обретет свои благородные формы и былое стемление ввысь...

Библиография:

История русской архитектуры. Спб., 1994
Памятники архитектуры Московской области. Вып.1, М., 1998
Чижков А.Б. Подмосковные усадьбы сегодня. М., 2002
В 1912 году в усадьбе П.Д.Ахлестышева Федино была возведена церковь Серафима Саровского. Руководил строительством автор проекта, известный ученый, реставратор, архитектор В.В.Суслов ( помогал ему К.П.Калачев). Бесстолпный храм со ступенчатой пирамидальной композицией был поставлен на высоком подклете. Устремленные вверх криволинейные щипцы в основании шатра, над средней апсидой и западным крыльцом когда-то венчались миниатюрными главками.
Ныне церковь стоит в "лесах", что могло бы внушать некоторые надежды... Но, увы, развернувшееся рядом строительство скорее порождает сомнения. Прямо перед входом вырыт котлован,где и из кирпича возводится нечто, напоминающее подземный гараж.
Уже заложена свежим кирпичем часть эффектного крыльца с аркадой на четырех круглых столбах. Останется ли здесь изначальный боковой вход - пока неясно. Сейчас основной вход - с другой стороны крыльца, внизу которого вставлена добротная современная железная дверь.
Церковь и сейчас выглядит живописно за счет нарядной отделки резным камнем и полихромной майоликой. Очень выразительны сдвоенные окна первого яруса: рельефный орнамент заполняет тимпаны фигурных наличников.
Керамические иконы патрональных святых в киотах и майоликовая композиция "Спас Нерукотворный" в тимпане крыльца выполнены художником С.Т.Шелковым. Стены внутри не были расписаны, иконостас также остался неосуществленным.
Вот уже почти столетие смотрит с высоты церковных стен Серафим Саровский на проходящюю мимо жизнь. Мудрый взгляд святого устремлен прямо на нас, и временами кажется, что смотрит он на мирскую суету вокруг если не с укоризной, то с сожалением...
prevent_small_width
Из Москвы путь по Рязанскому шоссе. На перекрестке со вторым подмосковным кольцом А108 нужно повернуть налево, на Воскресенск. Не доезжая Воскресенска, там, где основная дорога слегка меняет направление, уходя чуть-чуть левее и вверх, нужно взять немного вправо и съехать на местное шоссе. Храм стоит в стороне от дороги (справа), но увидеть его можно.