Богословское - село старинное, только раньше оно носило имя Тетерки. Впервые населенный пункт упоминается в записях 1588 года. И хотя село было довольно большим (к середине XIX века здесь жило чуть менее 200 человек), оно не имело ни школы, на церкви. Все изменилось после 1869 года, когда владельцем Тетерок Тульской губернии стал Владимир Карлович Саблер. С 1881 он служил в Синоде, занимая разные должности, дойдя в итоге до обер-прокурора Синода. В 1897 году Саблер построил в своей тульской деревне деревянное здание для начальной церковной школы, где учили грамоте крестьянских детей (мальчиков и девочек). Эта школа в следующем году была преобразована в одно-классную церковно-приходскую. Вскоре для учащихся было построено двухэтажное кирпичное здание. Саблер финансировал строительство и деятельность учебного заведения, целью которого видел воспитание учащихся "в единении в церковью". Детей набирали по окрестным деревням. Тогда же по проекту одного из основополоников русского стиля архитектора М. Т. Преображенского в Тетерках возвели деревянная церковь. Пожертвовавший на строительство 4000 рублей благотоворитель выразил желание посвятить храм святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову. 10 июля 1898 года деревня указом императора была переименована в село Богословское. Однако, давшая имя послелению церковь от неостородного обращения с огнем сгорела в 1908 году. На ее месте решено было возвести достаточно просторный каменный храм, который мог бы вместить учащихся сильно разросшегося учебного заведения. Была открыта пописка на сбор пожертвований, организован Строительный комитет по возведению для школы новой церкви. Среди жертвователей был император Николай II и императрица Александра Федоровна, давшие на строительство 4000 рублей серебром. Архитектор М. Т. Преображенский вновь взялся за создание проекта храма, на этот раз внушительной постройки в русском стиле. Следует отметить, что академик архитектуры занимался исследованием памятников древнерусского зодчества, участвовал в реставрации Генуэзской крепости в Феодосии, Смоленской крепости, Поганкиных палат в Пскове, возведении здания Московской городской думы и большого количества храмов в русском стиле. Церковь в Богословском - один из немногих «сохранившихся» в России храмов авторства Преображенского, в основном проектировавшего русские церкви за границей.
Строительство Богоявленского храма началось в мае 1910 года, а в сентябре 1911 он уже был освящен. Село стало местным центром религиозного просвещения, здесь успешно действовала женская церковноучительская школа. Надо отметить, что Саблер, окончивший юридический факультет Московского университела и первое время преподававший там, вскоре переехал в Санкт-Петербург и стал управляющим делами императорского женского патриотического общества, которое возглавляла великая княгиня Екатерина Михайловна, много сил положившая на благотворительность, особенно на заботу о разных женских обществах (учебных заведениях, домах призрения, детских приютах для девочек и т п). Возможно, именно тогда Владимир Карлович проникся вопросами женского образования, но его взгляды не имели ничего общего с феминизмом, наоборот, он верил в необходимость церковного женского образования. Это необычное начинание определило жизнь в окрестностях его тульской усадьбы. Он выделил земельный участок под сад и огород, где учащиеся осваивали азы сельскохозяйственных работ, занимались пчеловодством и животноводством. На территории учебного городка кроме здания школы построили больгицу, молочную, пчеловодную и кузницу. Особое внимание уделялось церковной жизни, огромный храм был просто необходим для воспитания благочестия обучающихся. В попечительский совет школы входили митрополиты и другие иерархи русской православной церкви. С 1916 года попечительницей Богословской церковно-учительской школы стала императрица Александра Федоровна. К этому времени тут функционировал церковно-школьный городок, где действовали 5 типов церковно-приходских школ: мужская одноклассная, женская одноклассная, смешанная двухклассная, женская второклассная, женская церковно-учительская. Каждый год заканчивали образование около 400 выпускников. Учащиеся полностью обеспечивали себя всем необходимым. Девушки получали и музыкальное образование, о чем свидетельствует запись в дневнике императора Николая II от 28 июня 1914 года: "Саблер представил нам 110 учительниц церковно-приходских школ. Они пропели нам несколько молитв и светских песен...". Особенно популярной была женская церковно-учительская школа, куда был большой конкурс.
После революции на основе учебного городка был организован Каширский сельскохозяйственный техникум имени В.И. Ленина с отделениями зоотехники и агрономии. Образцовое хозяйство Саблера (в 1915 году поменявшего фамилию на Десятовский), превратилось с местный совхоз. Церковь закрыли в 1929 году. По странному совпадению именно в этом году в ссылке скончался Владимир Карлович Саблер-Десятовский, не раз арестовывавшийся после революции. Храм использовали под машино-тракторную станцию, склад, учебные мастерские. С 1980-х здание не использовалось и стало постепенно разрушаться. Дольше всего продержалось детище Саблера - сельскохозяйственное учебное заведение, лишь в 2010 году Богословский аграрный колледж был расформирован. Так закончилась попытка преобразования небольшой деревни в учебно-производственный городок. Остатки грандиозных построек и сейчас впечатляют. Полуразрушенный Богоявленский храм напоминает о величии былых времен.
Библиография:
Ф.В. Разумовский «На берегах Оки (от Серпухова до Каширы)», М., 1988
Руднев М.Н. Богословская женская церковно-учительская школа Каширского уезда Тульской губернии.
Петроград, 1915
Смирнова М.Е. Обер-прокурор Св. Синода В.К. Саблер и его имение в Тульской губернии // Вестник исторического общества Санкт-Петербургской духовной академии. 2021. № 1 (https://cyberleninka.ru/article/n/ober-prokuror-sv-sinoda-v-k-sabler-i-ego-imenie-v-tulskoy-gubernii/viewer)
https://sobory.ru/geo/locat/3625
https://besputa.ru/bogoslovskoe_history?ysclid=m9y5ftkkdq557557891
Церковь Иоанна Богослова поражает своими размерами, пропорциями и печальным состоянием. Ощущение безвозратной потери и красоты одновременно.
Таким был храм в своей прежней жизни. Построенный по проекту М.Т. Преображенского в русском стиле, храм служил доминантой и символом новой жизни. Здесь молились не только окрестные крестьяне, но и многочисленные ученики основанной Саблером школы.
Вход в церковь выдержан в традициях древнерусской архитектуры. Портал выполнен по образцу древнейшего из сохранившихся московских храмов - Спасского собора Андронникова монастыря.
Однако не все гармонично в постройке, окна над стилизованным входом смотрятся инородно, но для огромного храма необходимо было продумать освещение.
Местами сохранились элементы декоративной отделки - майоликовые вставки с растительными мотивами. Во многих местах они уже утрачены.
Войдя в храм, можно еще увидеть остатки пола, выложенного метлахской плиткой, или какие-то элементы отделки.
Частично уцелела винтовая лестница, когда-то по ней можно было подняться на высокую колокольню. Главный колокол весил 300 пудов.
Росписывал храм известный московский иконописец С.К. Шварев с подмастерьями. Сохранившиеся фрагменты свидетельствуют о высоком качестве живописи.
Приглушенные тона стенописи и лики святых пока еще дают возможность представить внутреннее убранство храма, которое должно было соответствовать своим задачам.
Орнаментальные росписи в стиле модерн с плавными линиями и изгибами уже полустерлись, но все еще радуют глаз.
Подняв взгляд, можно увидеть то, что когда-то было хорами в храме. Теперь лишь железный остов торчит из стены. А когда-то здесь звучали песнопения прекрасного женского хора.
От непогоды защищена лишь часть церкви. Именно здесь еще можно увидеть сохранившиеся росписи. Долго ли еще они сохранятся, неизвестно.
Основная часть храма открыта всем ветрам. Сверху нет крыши и снег с дождем разрушают величественное здание.
По верху стен и внутри храма давно растут деревья, возможность восстановления здания представляется почти нереальной.
Груды кирпичей и зияющие проемы окон. Местные жители давно разобрали все, что могло пригодиться в хозяйстве.
Ствол старого дерева сквозь руинированный храм - щемящая пустота уходящего безвозвратно прошлого.
|