Муромцево
главная
Опубликовано: очень давно
В окрестностях Судогды можно увидеть довольно неожиданные следы прошлого. Широко раскинулись по округе владения богатого еще с советских времен совхоза "Пионер", центральная усадьба которого расположена на территриии бывших владений Владимира Семеновича Храповицкого. Однако стоит лишь немного свернуть в сторону - и перед нами внезапно возникает фантастическое видение...

По преданию, Владимир Храповицкий, путешествуя по Франции в 1880-е годы, был в восторге от средневековых замков. На замечание французов, что в России ничего подобного нет, Храповицкий нашел своеобразный ответ: он заключил пари, что построит замок. Пригласив через несколько лет французских друзей в свое имение, хозяин продемонстрировал удивленным гостям не просто замок, а "готический" дворец с парком и каскадом прудов у главного дома. Так возник этот великолепный ансамбль, поражающий и поныне своим размахом и удивительной свободой пространственного решения. Не поворачивается язык назвать это "эклектикой" (хотя этот термин прочно укоренился применительно к постойкам данной эпохи). Изощренность и даже причудливость композиции совершенно не разрушает целостность восприятия, наоборот, создает впечатление гармонии. Блестящие готические стилизации архитектора П.С.Бойцова, хотя формально и остаются в рамках эклектики, во многом близки только зарождавшемуся в то время модерну. В особенности это относится к стоящему чуть поодаль конному двору, или, лучше сказать, конному дворцу, поскольку по масштабу и репрезентативности это здание вполне может соперничать с главным усадебным домом.

Сейчас П.С.Бойцов как-то незаслуженно забыт. Очень часто люди восхищаются его творениями и ... не знают автора. Иногда потому, что формально архитектором того или иного здания оказывался кто-то другой - у самого Бойцова так никогда и не было лицензии на право проведения строительных работ.

Всем, наверное, знакомо здание Государственного музея изящных искусств имени Пушкина (в Москве, на Волхонке). Многие вспомнят, что архитектором его является Р.Клейн. Однако ... фактически при строительстве Р.Клейном за основу взят конкурсный проект, также (наряду с проектом самого Клейна) получивший золотую медаль. Автором проекта был Петр Самойлович Бойцов. Мы рассчитываем в будущем значительно пополнить коллекцию "Проселков" материалами, связанными с этим незаурядным архитектором (к счастью, построенных им зданий сохранилось довольно много).


Библиография:

Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Владимирская область. Часть 1. М., 2004

Нащекина М.В. Русские усадьбы эпохи символизма// Русская усадьба. Вып.4, М., 1998

http://www.vladregion.info/people/vladimirskaya-entsiklopediya-zemlyaki/khrapovitskii-vladimir-semenovich

Нащекина М.В. Архитекторы московского модерна. М., 1998

Вергунов А.П., Горохов В.А. Вертоград. М., 1996
Строительство дворцового ансамбля было поручено одному из лучших архитекторов того времени - Петру Самойловичу Бойцову, специализировавшемуся на проектах богатых особняков и загородных домов для знати. В начале 1880-х годов он строил подмосковные резиденции князьям А.Г.Щербатову и В.А.Святополк-Четвертинскому. Размах задуманного В.Храповицким не мог не прельстить зодчего.
В 1884 - 1889 годах П.С.Бойцов строит в Муромцеве главный дом с каскадом прудов перед ним, конный двор, охотничий домик, не сохранившийся ныне дом управляющего, скотный двор, каретник, деревянные музыкальный и лодочный павильоны, пристань на пруду и водонапорную башню. В 1889 - 1895 годах по проекту того же архитектора близ имения В.Храповицкого были построены: деревянное здание железнодорожной станции Храповицкая, дом станционного смотрителя, станционный лабаз, здание почты с телеграфом, школа, магазин и баня.
Первоначально главный дом был двухэтажным. В 1906 году было пристроено правое крыло с высокой башней. Готическая тема основного дома, получившая продолжение в этой пристройке, органично соседствует с элементами модерна. В замке были все удобства: водопровод, канализация, телефон.
Парковый фасад дома в итоге перестройки и пристройки нового объема получился довольно интересным и необычным.
Грустно видеть, как разрушается и ветшает дом-замок. Еще несколько десятилетий назад картина была иной. Пока в здании располагался Муромцевский лесхоз-техникум, открытый в 1921 году на базе лесного хозяйства В.С.Храповицкого, дом был цел.В 1977 году техникум выехал из дворца, и началось постепенное разрушение.
Правда, за последние годы произошли и отрадные события: главный дом получил крышу над головой, а это - залог сохранности основной части здания.
В доме почти не сохранилось оригинальных рам, лишь в башенном окне видно, как оконные переплеты подчеркивали общее стилистическое решение. Над окном видны остатки гнрба Храповицких в виде лилии.
Деревянные перекрытия рухнули, кое-где остались новые - советских времен. В остальном внутренняя планировка сохранилась неплохо. Но о богатстве прежнего убранства говорить не приходится
Местами можно различить элементы отделки стен.Но нет ни паркетных полов, ни декоративных росписей художника августа Томашки, ни коллекции картин, ни знаменитой зеркальной комнаты. Все в прошлом.
Слабо заметны чудом уцелевшие куски крупной кафельной плитки, которой были выложены когда-то огромные печи. Мебель Храповицкий заказывал у Шмидта, тестя архитектора Бойцова.
Сохранилась многопролетная лестница, ведущая почти на самый верх дворца. С нее хорошо видны бывшие внутренние помещения дома. Мрамор для лесницы был заказан Губонину.
А из окон открываются виды на заросший парк, славившийся когда-то своей красотой и состоявший из трех частей: итальянской (каскады прудов и партер), французской (фонтаны, оранжереи и игровые площадки) и английской (разбита в 1910). Жена Храповицкого, Елизавета Ивановна, влекалась цветоводством, поэтому кроме парка, усадьба славилась необыкновенными цветочными клумбами.
Раньше перед главным домом располагались итальянский сад со сложным водным каскадом на террасах, регулярные партеры, фонтаны французского сада . Даже в самых богатых усадьбах такая водная феерия была редкостью.
Остатки этой водной системы можно обнаружить и сейчас. Перед главным домом виды постепенно разрушающиеся подпорные стенки бывших прудов, кое-где совсем заросшие.
Если спуститься вниз, можно полюбоваться тем, что осталось от знаменитого водного каскада. Тихо и безмятежно спит огромный пруд под сенью серебристых тополей.
В усадьбе был великолепный парк с плодовыми посадками и дендрарием. Были здесь оранжереи, площадки для спортивных игр, плавно изогнутые аллеи, просторные поляны с живописными группами деревьев и даже искусственные ручьи. Для создания этого великолепия владельцы пригласили известных тогда садовых мастеров Г.Куфольда и К.Энке. Сейчас вокруг дома сохранилась небольшая часть парка, местами образовавшая непроходимые заросли, а местами ставшая чудестным пастбишем для местных овечек и даже коров.
Чуть в сороне от главного дома расположены бывшие конюшни В.Храповицкого. Некоторое время назад здесь вроде бы располагалось общежитие, в котором случился пожар, здание забросили.
Кони и люди покинули дворец-конюшню, и он потихоньку приходит в запустение; крепкое здание, правда, пока не сильно разрушается снаружи.
Но внутренние помещения, в которых еще сохранились старые плиточные полы и литые чугунные колонны-опоры, стали заваливать мусором.
А ведь когда-то конный двор был гордостью владельца. О количестве великолепных скакунов мы можем судить по размерам конюшни, где все было устроено на радость лошадям и не чаявшему в них души хозяину.
Частично уцелела старая ограда со стороны каретных сараев. В ее оформлении использованы стилизованные пики и алебарды.
Само здание каретных сараев находится в плачевном состоянии и вряд ли подлежит восстановлению. Зато напротив скотный двор - в прекрасном состоянии, здесь была столовая лесхоз-техникума.
Хорошо сохранились симметричные флигели по бокам конного двора. Один из них определенно жилой, рядом гуляла маленькая девочка с сиамской кошкой.
Из других сохранившихся построек на территории бывшей усадьбы часть используется под индивидуальное жилье, остальные стоят с выбитыми стеклами и ждут...
Недалеко от главного дома расположена действующая ныне церковь "Святой мученицы царицы Александры". Храповицкий хотел сделать этим подарок царствующему дому, а именно - жене Николая II Александре Федоровне.
Симпатичный небольшой храм был возведен в 1899 году в псевдорусском стиле. При восстановлении церкви в 1996 году появилась деревянная двускатная кровля вместо первоначального сложного завершения. От церковной ограды ущелели кирпичные столбы ворот.
Муромцево постепенно приобретает известность и даже становится своеобразным культовым местом (возможно, и наш сайт в какой-то мере этому способствовал). Но усадьба настолько оригинальна и необычна, что, возвращаясь сюда, не перестаешь удивляться.
prevent_small_width
От Владимира по шоссе на Муром около 50 километров, затем поворот (путевая точка 2SUDOG) с основной трассы на Судогду. Проехав большую часть города и переехав по мосту речку Судогда, в том месте, где главная дорога уходит чуть левее (2MURZ1), нужно продолжить движение прямо по местной улочке с односторонним движением. Улочка упирается (2MURZ2) в шоссе, ведущее к Муромцеву. Через пару километров шоссе отклоняется левее, а прямо, по еще более узкой дороге - подъезд к конному двору усадьбы, стоящему несколько в стороне от основных построек. Чтобы попасть к самой усадьбе, лучше проехать немного дальше по шоссе, огибающему слева деревню и усадебный парк. Не доезжая мостика через ручей (он протекает через усадебные пруды) нужно свернуть (2MURZ3) вправо на дорожку под вывеску какого-то техникума над железными воротами. Дорожка подводит прямо к замку и продолжается дальше, до конного двора. Примерно посредине между усадебным домом и конным двором перекресток, от которого другая дорога ведет к церкви и, далеее, опять на шоссе.